Головна » Теория музыки
Музыкальные стили. Стилем называется сумма всех элементов и приемов, использованных в музыке, ее «итоговый» вид. В понятие стиля включается гармонический, мелодический, полифонический и ритмический материал, способы его использования, а также форма, инструментовка и прочие факторы, определяющие характер музыкального произведения, впечатление, которое оно производит на слушателя. Стили обычно классифицируются по композиторам и по эпохам. Например, мы можем говорить о «стиле Баха», имея в виду гармонический, мелодический, полифонический, ритмический и прочий материал, который характерен для большинства произведений Баха; в сравнении с этой нормой яснее выступают особен
...
Читати далі »
|
Музыкальные формы, являющиеся результатом организации звукового материала в единое целое, могут классифицироваться разными способами. Самая общая классификация основана на преобладании той или иной техники музыкального письма: формы монодические (мелодия без аккомпанемента), полифонические (многоголосные контрапунктические) и гомофонные (гармонические). Многие монодические формы естественно развились из распевания поэтических и церковных текстов, разного рода песен и т.д.; такие формы основаны на повторениях и рефренах, обусловленных текстами. Одни полифонические формы развились из монодических, другие – например, канон, фуга и мотет – появились в процессе разви
...
Читати далі »
|
Контрапункт (полифония). Контрапункт (буквально «нота против ноты») – это техника сочетания двух или более мелодических линий в соответствии с определенными принципами. Важнейшими факторами в контрапункте является движение каждой линии, с одной стороны, и интервальные соотношения линий – с другой. Понятие «контрапункт» относится к линеарному, горизонтальному аспекту музыкальной композиции, тогда как «гармония» – к вертикальному. На ранних стадиях развития контрапункт, называвшийся тогда «органум», сводился к сочетанию известной мелодии с присочиненным к ней вторым голосом. В простом двухголосном органуме (9–10 вв.) второй голос движется все время параллельно первому
...
Читати далі »
|
Интервалы и аккорды. Интервалом называется расстояние между двумя тонами. Если они звучат по очереди, интервал называется мелодическим; если одновременно – гармоническим. Интервалы могут быть консонантными (октава, чистая квинта, чистая кварта, большие и малые терции и сексты) или диссонантными (секунды, септимы и альтерации консонансов – т.е. повышение или понижение тонов консонантных интервалов). Интервалы классифицируются по количеству содержащихся в них тонов и полутонов, и один из тонов интервала принимается за основной, исходный (обычно это нижний тон). Хотя одновременное звучание двух тонов разной высоты тоже может рассматриваться как аккорд (двузвучие)
...
Читати далі »
|
В учении о гармонии речь идет о принципах, по которым организуется совместное, «вертикальное» звучание двух и более разных по высоте тонов, а также с «горизонтальными» связями вертикальных комбинаций и с результатами сочетания этих двух факторов. Среди чисто вертикальных элементов главный – аккорд (его характеристики – консонантность или диссонантность, объем, интервальный состав, место в тональной системе и т.д.); среди горизонтальных элементов – мелодия, аккордовая последовательность, движение голосов внутри аккордов и т.д. Результаты сочетания гармонического и мелодического движения описываются в таких категориях, как тональность, форма и т.п., что в итоге подвод
...
Читати далі »
|
Мелодию можно определить как последовательность звуков, как правило, особым образом связанных с ладом (т.е. звукорядом, образующимся в результате разного расположения тонов и полутонов в октавном диапазоне), тональным центром и ритмической структурой. Мелодия может не предусматривать сопровождения – тогда мы имеем дело с монодией. Если мелодию окружают другие одновременно звучащие мелодии, то это полифония. Наконец, мелодия может быть верхним (или иным преобладающим) голосом гармонической последовательности, может иметь аккомпанемент – в этом случае речь идет о гомофонии. Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте.
...
Читати далі »
|
|
|
|
|