Хард-рок, панк, тяжелый металл. В то время как исполнители в стиле госпел и кантри следовали прежней песенной традиции, которая выдвигала на передний план солистов, как в старом мюзик-холле, рок-музыка – за некоторыми исключениями вроде Майкла Джексона, Мадонны, Брюса Спрингстина и Принса – постепенно становилась полем деятельности ансамблей. Панк-рок, впервые заявивший о себе в 1970-е годы, вывел на сцену исполнителей в немыслимых нарядах и с немыслимыми прическами, которых мало заботила чистота языка и звука. Словечко punk («шпана») стало официальным термином в середине 1970-х для характеристики самого немузыкального варианта музыки. «Наше ремесло – не музыка, а хаос», – заявил один из адептов этого стиля. Постепенно у панк-групп вроде «Sex Pistols» – один из их хитов назывался Анархия в Великобритании (Anarchy in UK, 1976) – вошло в привычку во время выступлений постоянно двигаться по сцене. Характерными чертами хард-рока и тяжелого металла (heavy metal) – направлений, которые поначалу ассоциировались с культурой наркотиков 1960–1970-х годов, были электрогитара с мощным усилителем и форсированный бас, мигающие огни на сцене для создания у аудитории сюрреалистических, «психоделических» ощущений, и выкрикиваемые, часто бессмысленные стихи. Среди групп, пользовавшихся всемирной известностью, были «Led Zeppelin»; «Doors» во главе с Дж.Моррисоном; «The Who», энергичная рок-опера которой «Томми» была экранизирована и поставлена на Бродвее; «Роллинг стоунз», лидерами которой были талантливые М.Джаггер и К.Ричардс. Группы «The Who» и «Роллинг стоунз» продолжали собирать большие аудитории на своих гастролях и в 1990-е годы. Другие известные рок-группы конца 20 в. – ирландская «U-2», «Guns n'Roses», «Soul Asylum» и «Aerosmith», а также «Pearl Jam».
|