Головна » 2008 » Липень » 17
ЦИТРА, инструмент, распространенный главным образом среди австрийских и баварских крестьян. Это плоский деревянный корпус, поверх которого натянуто от 30 до 45 металлических струн. Несколько ближайших к исполнителю струн, натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются плектром, на них играется мелодия; остальные струны, которые защипываются пальцами, служат для аккордового сопровождения. По научной терминологии, введенной Заксом и Хорнбостелем, словом «цитра» обозначаются все струнные инструменты, звук на которых извлекается щипком или палочками, а струны натянуты прямо над резонаторным корпусом, без шейки или стоек. Щипковые цитры распространены в Китае и на Б
...
Читати далі »
|
ФАГОТ, деревянный духовой язычковый инструмент с двойной тростью. Он был сконструирован приблизительно в середине 16 в. на основе старинного басового инструмента – бомбарды, или поммера, корпус которого был удлинен и для удобства исполнителя согнут пополам в форме шпильки (или буквы «U»). В течение следующего столетия, в период формирования современного состава оркестра, большинство многочисленных язычковых инструментов с сильным и грубым звуком, распространенных в эпоху Возрождения, вышли из употребления. Однако фагот, более благородный по звучанию и удобный, приобрел возросшее значение как основной бас оркестровых духовых инструментов. Не остались без внимания и ег
...
Читати далі »
|
САКСОФОН, гибридный музыкальный инструмент, изобретенный ок. 1840 Адольфом Саксом в Брюсселе и запатентованный им в Париже в 1846. Сакс использовал одинарную трость и мундштук от кларнета и, соединив их с коническим, расширяющимся книзу стволом, напоминающим большую табачную трубку, создал инструмент с диапазоном в две с половиной октавы, который по тембру хорошо сочетается с разными инструментами. Были изготовлены семь разновидностей саксофона, отличающихся по высоте, – от сопранино до контрабаса, однако самый высокий и самый низкий из представителей семейства используются редко. В симфонической и оперной музыке, главным образом французских и итальянских ком
...
Читати далі »
|
ОРГАН, клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов. Огромный современный орган состоит как бы из трех и более органов, причем исполнитель может управлять одновременно всеми. Каждый из органов, входящих в состав такого «большого органа», имеет свои регистры (наборы труб) и свою клавиатуру (мануал). Трубы, выстроенные в ряды, располагаются во внутренних помещениях (камерах) органа; часть труб может быть видна, но в принципе все трубы скрыты за фасадом (проспектом), состоящим частично из декоративных труб. Органист сидит за т.н. шпильтишем (кафедрой), перед ним – клавиатуры (мануалы) органа, расположенные террасами одна над другой,
...
Читати далі »
|
ЛИРА, струнный музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн. Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром. Лира использовалась и как сольный инструмент, тогда на ней играли непосредственно пальцами. С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. Северная лира, как пра
...
Читати далі »
|
КСИЛОФОН, ударный музыкальный инструмент, состоящий из набора находящихся на подставке деревянных пластинок, по которым ударяют палочками. В Малайзии распространены разные виды ксилофона, от грубых пластин, лежащих на коленях исполнители, до сложных по конструкции инструментов. Зачастую место деревянных пластин занимают металлические, тогда инструмент называют металлофоном. В Европе ксилофон известен как народный инструмент с 16 в. В 1830-х годах белорусский виртуоз Михаил Гузиков (1806–1837) усовершенствовал его конструкцию, создав современный тип инструмента. Композиторы 20 в. применяют ксилофон достаточно часто.
|
КОНТРАБАС, самый большой и самый низкий по звучанию из современных струнных инструментов. Существует в двух видах: немецкий, сохраняющий покатые плечи и некоторые другие особенности ренессансных виол (это единственный используемый и поныне в симфоническом оркестре представитель семейства виол); итальянский, имеющий характеристики скрипичного семейства. Со времени своего появления в 16 в. в Германии контрабас имел от трех до пяти жильных струн; в 20 в. обычное число струн – четыре. Самая типичная настройка – по квартам, начиная от ми контроктавы. Некоторые исполнители применяют устройство, позволяющее им понизить диапазон до до контроктавы; другие употребляют для
...
Читати далі »
|
ВИОЛОНЧЕЛЬ, басовый инструмент скрипичного семейства, настроенный октавой ниже альта. Исполнитель ставит виолончель на пол и играет на ней сидя. Первоначально, в 16 в., это был чисто ансамблевый инструмент, несколько большего размера и более неуклюжий, чем современная виолончель. Карьера виолончели как сольного инструмента началась ближе к концу 17 в. с появлением сонат и других пьес Доменико Габриели (1659–1690) и продолжилась благодаря произведениям И.С.Баха и последующих композиторов. В 18 в. появилась чуть меньшего размера современная виолончель, а также меньшие ее разновидности, ныне вышедшие из употребления. В оркестровой и камерной музыке виолончель, испо
...
Читати далі »
|
ВОЛЫНКА, духовой музыкальный инструмент, состоящий из двух или более трубок, снабженных язычком, и кожаного мешка, который надувается самим исполнителем или мехами и используется как воздушный резервуар. Обычно одна из этих трубок используется для исполнения мелодии, на ней играют, зажимая пальцами игровые отверстия; каждая из остальных, аккомпанирующих трубок («бурдонов»), издает только один тон. В редких случаях применяются две мелодических трубки. Волыночный мешок держат под рукой, и с его помощью воздух нажимом локтя нагнетается в трубки. Волынка, вероятно, происходит из Юго-Западной Азии, но первые исторические сведения о ней относятся к Риму первого века нашей
...
Читати далі »
|
Электрофоны (электромузыкальные инструменты и электронные синтезаторы). Это инструменты, в которых электрический ток или усиливает извлекаемый механическим способом звук, как в электрогитаре (адаптерные инструменты), или используется для воспроизведения звука, его изменения и усиления, как в органе Хаммонда (терменвокс, волны Мартено, электроорган и др.).
|
Хордофоны. На этих струнных инструментах звук извлекается щипком (пальцами или плектром), ударом молоточков или смычком. Играют на большинстве из них непосредственно руками или определенным предметом, который держат в руках, а некоторыми управляют с помощью клавиатуры. Различают четыре основных типа хордофонов по виду резонаторов и способу крепления струн. 1. Цитры имеют корпус с набором натянутых над ним струн; у них нет шейки или перекладины. Резонатором служит сам корпус, или же резонатор крепится к нему. Некоторые из подвида цитр, например псалтерий, защипываются, на других, например, на цимбалах, играют молоточками или палочками. Фортепиано и клавикорды представ
...
Читати далі »
|
Мембранофоны, или перепончатые, куда входят главным образом барабаны, классифицируются по нескольким принципам. Основным является деление по форме резонатора, который продлевает и усиливает звук вибрирующей мембраны. 1. Барабаны могут иметь одну или две стороны (мембраны). Односторонние варианты могут быть кубкообразными (подобно арабской дарбуке); стоящими на земле; чашеобразными, с ручками. Двухсторонние барабаны бывают цилиндрическими, как больший и малый барабаны, а также коническими, бочкообразными или в форме песочных часов. 2. Литавры снабжены одной мембраной, натянутой на полусферический или яйцеобразный корпус. 3. Бубны имеют од
...
Читати далі »
|
Аэрофоны, или духовые инструменты, классифицируются в соответствии с тем, каким способом возбуждаются колебания воздушного столба. 1. Флейтообразные инструменты, в них направляемая исполнителем воздушная струя рассекается об острый край стенки ствола; они могут быть шаровидными, подобно окарине, но обычно имеют форму трубки. Трубчатые флейты делятся на свистковые, в которых воздушная струя направляется на острый край; продольные (в том числе открытые, свистковые и многоствольные), которые держат вертикально, и поперечные, которые держат горизонтально и вдувают воздух в отверстие вблизи одного конца трубки. 2. Медные духовые инструменты, при и
...
Читати далі »
|
Идиофоны, или самозвучащие инструменты, соединяют в одном элементе свойства вибрирующего тела и резонатора, тогда как в других классах инструментов почти неслышимые колебания одного элемента (воздушного столба, мембраны или струн) в значительной мере усиливаются вторым элементом (резонирующей декой или корпусом). Идиофоны классифицируются по способу звукоизвлечения. 1. Ударные (ударяемые друг о друга, ударяемые исполнителем, встряхиваемые, ударяемые о землю и т.п.): тарелки, трещотки, кастаньеты, колокол, гонг, ксилофон, металлофон, погремушки, колокольчики, прутья, трубки. 2. Щипковые: варган, музыкальная шкатулка. 3. Фри
...
Читати далі »
|
|
|
|
|