Регтайм и джаз. Следующим шагом в популяризации черной музыки стало развитие регтайма, который в творчестве композиторов и музыкантов вроде Скотта Джоплина (1868–1917) представлял собой зажигательное сочетание синкопированных ритмов и запоминающихся мелодий. По иронии судьбы регтайм получил широкую популярность лишь в своей «белой» версии, утратившей всю поэтичность и своеобразие оригинала, например, в опусах композиторов «Тин-Пэн-Элли». Но самое любопытное заключалось в том, что белые группы дали импульс для зарождения нового получившего название «джаз»: это произошло в 1917, когда «Original Dixieland Jazz Band» выпустил первую настоящую джазовую пластинку. Именно джаз, которому тогда давали туманное определение – «горячечный сдвиг акцента с характерными для черной музыкальной культуры мелодикой и гармониями», – стал господствующим музыкальным языком популярной музыки. Наиболее характерным в этом смысле композитором можно назвать русского эмигранта еврейского происхождения Ирвинга Берлина, который вполне усвоил манеру регтайма, например, в песне Регтайм-оркестр Александра (Alexander's Ragtime Band, 1911), и написал сотни шлягеров в этом же ключе. Гершвин, в большей степени обязанный джазу и глубже осознававший его творческий потенциал, создал шедевры с ярко выраженным джазовым колоритом, в том числе фортепьянные и симфонические пьесы: Рапсодия в стиле блюз (Rhapsody in Blue, 1924) и концерт для фортепиано с оркестром фа-мажор (1925), симфоническая сюита Американец в Париже (An American in Paris, 1928), а также подлинно народную оперу Порги и Бесс (Porgy and Bess, 1935). Именно Гершвину принадлежит заслуга тесного сближения популярной и классической музыки.
|